понедельник, 16 января 2017
Был приятный январский субботний вечер, я рано встала, поэтому к десяти меня уже клонило в сон, пожелав спокойной ночи Кусту и Мелу после вечернего скайпа я решила пожевать перед сном сыра под какую-нибудь несложную игру. В установленных была "This War of Mine" - "Моя Война". Очнулась я в начале второго ночи, из глаз моих сыпался песок, сердцебиение уже перешло в режим пониженной работоспособности, побила себя по рукам и ушла спать. И всё воскресенье я провела в кампании этой игры - и ни о чём не жалею.
Я слышала много положительных отзывов, но никогда не вникала в суть, о чём вообще эта игра. Взяла я её в Стиме на какой-то из распродаж, и ждала своего часа она не один месяц. Это инди, но инди добротное, с грамотным геймплеем, нужным количеством текста, приятной музыкой, интересной графикой и очень хорошими историями.
Дальше очень много текста.В одной несуществующей, но такой реальной стране, идёт война. Поиграть дают за группу гражданских, пытающихся выжить всеми (или почти всеми) известными способами. У вас есть жилище, неказистое, но если собрать достаточно материала, его можно укрепить и защитить от набега мародёров. В городе ещё есть еда, но её нет у вас, поэтому её нужно искать, собирать, выращивать, варить и кормиться, можно не каждый день, чтобы голод не наступил внезапно. Помимо вас в городе живут ещё люди, они могут приходить к вам за помощью, просьбой, предложить обменяться имеющимися запасами или просто предложить гуманитарную помощь. Всегда можно отказать или отказаться, но не всем это может понравится.
Когда наступает ночь, одного из своей группы людей стоит отправить на вылазку в город за припасами (локаций там достаточно, но не по всем из них можно перемещаться безопасно, где-то есть гражданские, готовые сотрудничать, где-то военные, а где-то - только жестокие бандиты) - едой, древесиной, всякими материалами для улучшения жилища или чтобы, скажем, соорудить несложную плиту, водосборник или топор, чтобы рубить мебель и добывать ещё больше древесины. Остальные выживающие могут либо спать, либо охранять убежище, но всё имеет свою цену. Скитающийся по городу в поисках провизии или неспящие на стороже к утру непременно устанут. И все, вне зависимости от поля деятельности, проголодаются. А уж если в убежище заявятся мародёры, а чтобы отбиться от них не будет даже банальной фомки, то кто-то рискует ещё и оказаться раненым или убитым. Для курильщика отсутствие сигарет может стать причиной стресса, равно как и недосып, равно как и постоянный голод. Если в ночном походе придётся воровать чужие припасы или отбиваться от нападающего и случайно его убить, - это взволнует всю группу.
Смерть же кого-то из своих выводит группу из равновесия, они начинают всё больше задумываться о том, а смогут ли они пережить эту войну, или сдаться прямо сейчас? А потом наступят сильные холода, тебе придётся разрубить последнюю кровать на дрова и кормить ребёнка последней банкой заиндевевших консервов. И не факт, что как-то утром, ты не рискуешь обнаружить последнего из твоей группы выживающих персонажа, но он уже не будет реагировать на твои клики мышкой, израненный и больной, он сдастся. И уйдёт. В зависимости от характера самого персонажа, уйти они могут по-разному.
У каждого из персонажей своя история, они будут рассказывают её в коротких дневниковых записях по ходу игры. Поначалу все люди полны надежды, но по ходу игры, твоих решений, удачных и не очень, успеха при поиске ресурсов, всё может поменяться. Вот только персонажи всегда останутся сами собой. Альтруистичные Катя и Павло всегда будут из кожи вон лезть чтобы помочь группе. Эгоистичные Бруно и Роман будут радоваться, что ранили не их, и вообще может, раз так опасно, кто другой будет ходит за припасами? И их слова будут неумолимо формировать определённое отношение к себе, и когда с кем-то из них будет что-то случаться, - это не будет истерикой, потому что война, но переживать почти всегда придётся.
В игре есть два режима - рандомный и кастомизированный. Во втором можно выбрать персонажей (их достаточно, и у каждого своя история жизни, мораль и реакция на события, свои потребности, умения и чаяния), которыми будешь играть, или создать своего, выбрать локации для посещения (помимо убежища твоих выживающих), уровень агрессивности этого самого города (просто добыча ресурсов или повсюду будут поджидать солдаты и мародёры), количество дней войны и будет ли в мире холодать. В первом же (самом интересном) весь вышеперечисленный набор выдаётся игроку РАНДОМНО.
В моём первом прохождении у меня были журналистка Катя (умеет торговаться на 20% дешевле, 12 ячеек в рюкзаке, кофеманка), футболист Павло (быстро бегает, 12 ячеек в рюкзаке), повар Бруно (хорошо готовит, используя меньше ресурсов, 10 ячеек в рюкзаке, курильщик). По ходу игры к нам присоединилась учительница Света (любит детей, 8 ячеек в рюкзаке, мало ест). Всё у ребят было отлично (если учесть, что игра НИКАК не учит тебя как в неё играть, а гайды я не читала, поэтому пришлось в истерике пытаться понять, как все штуки в игре работают, и что нужно собирать из ресурсов в первую очередь), они умеренно голодали, но у каждого была кровать, мародёры особо не досаждали, в основном Павло добывал еду, пока не пошёл в церковь и не нарвался на бандитов. Его сильно подстрелили, он еле унёс ноги. Бинтов не хватало, еда стала заканчиваться, через пару дней на вылазке за едой убили Катю, её смерть ввела всех в состояние депрессии. Потом началась зима, ресурсов не хватало, в неотапливаемом помещении все заболели. В какой-то из дней я обменяла всё оружие и почти все остальные предметы на еду и бинты. Бруно ушёл за припасами, и в ночь на убежище напали. Павло добили в кровати, а Свету сильно ранили. Через несколько дней она умерла, и Бруно впал в отчаяние. Однажды утром он просто не встал с кровати, я укликалась мышкой, но он никак на меня не реагировал, просто лежал и всё. Ночью он повесился.
Второе прохождение я кастомизировала просто чтобы посмотреть, как всё работает, если всё хорошо, подобрала удобных персонажей, но и тут без сюрпризов не обошлось. В общем, затягивает. А когда надоедят игровые истории и сюжеты, всегда можно посетить мастерскую и накачать новых персонажей и новых историй. И читать всё, как записную книжку.
Что мне понравилось больше всего - несмотря на разный взгляд на некоторые вещи, в столь сложное время люди держатся вместе, они верят, что в войну человек может остаться человеком, может помогать, может не терять надежды, не воровать чужое, отдавать последнее, быть сильным и самоотверженным. И вся игра строиться на этих моральных установках - и вот это вот прекрасно.
Как яркий пример - Бруно. Я его дико не люблю, он мелочный и эгоистичный, но когда во втором прохождении у меня убили Марко, он, который на тот момент знал его всего дня три, переживал больше всех. Потому что что же это такое с людьми творится, что они пристрелили тебя, как собаку, Марко? Так ведь нельзя.
Хорошая игра.
@темы:
Игры